Подготовка к школе

Готовность ребенка к школе. Что важно?

Вот приходит  ребенок в первый класс. Воспитанный. Родители уделяют ему много внимания. Он и читает, и считает. Казалось бы, чего еще хотеть от будущего ученика? Только учи его — и получится отличник. А через полгода выяснялось, что этот ученик не оправдывает возлагавшихся на него надежд. Не то, что отличник из него не получился: возникала проблема даже на уровне освоения программы. Казалось, что возникшие сложности решить можно: раз дети плохо учатся, значит, плохо готовы. А раз плохо готовы, нужно готовить лучше. К примеру, с пяти лет. И под этим «лучше» опять понималось «читать, считать» и т.п. И опять ничего не получалось. Потому что нельзя ничего хорошего сделать с ребенком с помощью механического снижения планки обучения, игнорируя законы его психологического развития.

Чтобы ребенок из дошкольника превратился в школьника, он должен качественно измениться. У него должны развиться новые психические функции. Их невозможно тренировать заранее, потому что в дошкольном возрасте они отсутствуют. «Тренировка» — вообще слово некорректное по отношению к маленькому ребенку. Моторика, мышление, память — все это прекрасно. Только к школьной готовности никакого отношения не имеет. Огромное количество книжной продукции, запудривающей родителю мозги (мол, купите — и дело будет в шляпе), никак не влияет на ее вызревание.

Малыш будет готов к школьному обучению и сможет безболезненно перейти из детского сада в школу, от обучения в детском саду к специфически школьному обучению, если будет иметь полноценное психическое развитие в дошкольном возрасте. С психологической точки зрения, полноценное психическое развитие обеспечивается ведущей деятельностью каждого этапа и его возрастным психологическим новообразованием. Для дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра, а возрастным психологическим новообразованием — воображение. Поэтому если малыш не доиграл, не дофантазировал, не прошел уровни развития воображения, не овладел всеми видами игры, он не сможет легко обучаться в школе в силу своей психологической неподготовленности.

Не наигравшись в свое время, многие первоклассники в школу ходят не учиться, а играть. Это, поверьте, для учителя почти конец света! Ведь в таком случае дети считают, школа – это, прежде всего, ранец, форма, тетрадочки и так далее, а только потом обучение. И все, что касается перехода от незнания к знанию и от неумения к умению, для них происходит “понарошку”.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Нами выделены показатели, по которым оценивается готовность ребёнка к школе:

  1. Соматическое здоровье и физическое развитие

 1) Уровень физического развития:

  • оценка роста, массы тела и окружности грудной клетки;
  • достижение определенных пропорций;
  • дыхательные тесты и функциональные пробы;
  • оценка статического равновесия;
  • учет критериев биологического возраста – количество прорезавшихся постоянных зубов.

2) Критерии

физиологической готовности детей к обучению в школе:

  • силовая выносливость мышц;
  • развитие моторики (наличие фазы полета при беге; способность к прыжку; способность к броску).

3) Сформированность тонкой моторики рук и координации движений:

  • минимальное количество синкинезий (непроизвольных содружественных движений);
  • умение правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании;
  • умение раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур, вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге, выполнять аппликации.

Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля.

  1. Психофизиологическая готовность
  • работоспособность (усидчивость; способность не отвлекаться, выполняя конкретное задание, как минимум в течение 15 минут);
  • координация в системе глаз-рука: ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ-узор, зрительно воспринимаемый на расстоянии;
  • чувство времени (зависящее от скорости обменных процессов) должно приблизиться к взрослому – иначе ребенок и воспитатель живут как бы в разных измерениях.
  1. Психологическая готовность ребёнка к школе:

    Социально-коммуникативная готовность:

В перечень коммуникативных навыков входит умение устанавливать общение и взаимодействие со сверстниками и со взрослыми, а именно:

1) кооперативно-соревновательный тип взаимодействия со сверстниками

  • уметь отличать свою позицию от позиции другого;
  • учитывать позицию другого;
  • согласовывать позиции;
  • уметь включаться в совместную деятельность с другими детьми и взрослыми, а также становиться инициатором такой совместной деятельности, вовлекать в нее ровесников и младших детей.

2) произвольно-контекстный тип общения со взрослым

  • анализ требований взрослого;
  • принятие решений, как действовать: по образцу или самостоятельно;
  • умение занять при общении различные позиции («над», «вместе», «рядом», «под») в зависимости от рода деятельности, источника инициативы, собственного настроения и настроения партнеров, а также их личностных особенностей;
  • умение вступать в контакт с незнакомыми и малознакомыми людьми по собственной инициативе и отзываясь на их инициативу.

Мотивационная готовность:

– наличие желания учиться: ребенок стремится в школу, так как он хочет быть взрослым, иметь определенные права и обязанности, например, рано вставать, готовить уроки и т.д.  Необходимо различать желание пойти в школу и желание учиться. Ребенок может хотеть пойти в школу потому что: туда пойдут все его сверстники; он слышал дома, что быть учеником – это очень важно и почетно; к школе он получит красивый ранец, пенал и другие подарки. Это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться.

 – положительное отношение к школе;

– сформированность внутренней позиции школьника, стремление выполнять правила поведения школьника, иметь его права и обязанности.

Эмоциональная готовность к школе:

  • позитивное отношение к себе, другим детям, педагогам;
  • достаточная эмоциональная зрелость, чтобы уметь чувствовать настроение другого человека, уметь сотрудничать;
  • эмоциональное отношение к деятельности, эмоциональная выраженность в поведении, действии;
  • эмоциональная зрелость – как уменьшение импульсивных реакций, потеря непосредственности, наивности и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

Волевая готовность к школе:

-способность подчинять свое поведение определенным задачам и соответствующим им правилам и требованиям

В школе произвольное поведение проявляется в том, что ребенок:

– слышит инструкции учителя, действует в соответствии с инструкцией;

– выполняет задания, не отвлекаясь, доводит дело до конца;

– умеет работать по правилу;

– соблюдет дисциплину, режим школьной жизни.

– стремится преодолевать трудности.

Самооценка

– умение адекватно (объективно) оценивать себя. Это связано с умением «децентрироваться», посмотреть на себя и на ситуацию с разных позиций, абстрагируясь от несущественного.

  1. Интеллектуальная готовность к школе:
  • сформированность основных психических функций: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения;
  • общая осведомленность и познавательное развитие;
  • представления об элементах знаковой системы: алфавит и цифры.

 

Мышление

  • У ребёнка должна быть развита способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы.
  • Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.
  • Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
  • Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.
  • Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
  • Находить сходства и различия разных предметов при сравнении.
  • Уметь правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам.
  • Понимать и объяснять смысл пословиц.
  • Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.

Внимание

  • Ребёнок находит сходства и отличия между предметами, картинками.
  • Ребёнок обладает быстротой реакции. (Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.)
  • Ребёнок в течение 15 минут способен удерживать внимание, не отвлекаться, даже если деятельность ему не интересна или трудна.
  • Для концентрации внимания в течение 10-15 минут ребёнку не требуется внешней организации и дополнительных инструкций.
  • Достаточно быстро и легко переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекаясь на внешние раздражители.

Память

  • Запоминает 6-10 не связанных между собой слов, при 2-4 кратном повторении.
  • Может сгруппировать слова по замыслу и запомнить их.
  • После нескольких повторений запоминает стихотворение в 4-8 строк
  • Запоминает 10-12 картинок.
  • Пересказывает текст из 4-5 предложений.

Восприятие:

  • Ребёнок овладевает планомерным и расчленённым восприятием, что связано с его сенсорным развитием.
  • Ребёнок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры.
  • Классифицирует фигуры по форме, размеру, направлению штрихов и др.
  • Различает расположение фигур (на, за, под, над, перед, возле, сверху, снизу).
  • Срисовывает простые геометрические фигуры и их сочетания, пересекающиеся линии с соблюдением размеров, соотношением элементов.
  • Копирует буквы, цифры с соблюдением соразмерности всех элементов и направлений штрихов.
  • Находит часть от целого (фигуры, картинки, узора), конструирует фигуры из деталей по образцу-схеме.
  • Дорисовывает элементы, детали, части фигур по образцу.

Математические представления

Ребенок знает:

  • Цифры от 0 до 9.
  • Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.
  • Арифметические знаки: «+», «-», «=».
  • Деление круга, квадрата на две, четыре части.

Общая осведомленность:

  • Знает домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
  • Называет времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

Ориентация во времени:

  • Знает последовательность смены времен года, порядок месяцев в году (не обязательно твердо наизусть), порядок дней недели.
  • Умеет приблизительно ориентироваться во времени по часам со стрелками и с ясными, отчетливыми цифрами.
  • Ориентируется во времени суток, в режиме дня, знает, что такое завтра, послезавтра, через два, три дня, через неделю, вчера, позавчера, два, три дня назад, неделю назад.
  • Ориентируется в небольших временных интервалах (1-10 минут) с помощью песочных часов.

Воображение

– видение целого раньше частей;

 – перенос функции с одного предмета на другой,  который этими функциями не располагает;

– способность действовать в соответствии с собственными замыслами.

Воображение- это центральное новообразование дошкольного возраста. Именно развитое воображение у дошкольника является основой для развития теоретического мышления в начальной школе.

  1. Речевая готовность детей к школе:
  2. Звуковая сторона: правильно произносит все звуки родного языка.
  3. Фонематические процессы: различает на слух и в произношении звуки родного языка; выделяет звуки в разных позициях.
  4. Просодическая сторона речи: регулирует громкость голоса и темп речи; использует в речи вопросительную, повествовательную и восклицательную интонацию.
  5. Словарный запас: использует обобщающие слова (овощи, фрукты); употребляет в речи синонимы и антонимы; образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами; различает оттенки в значениях существительных (заяц-зайчик-зайчонок), глаголов (бежал – прибежал – убежал), прилагательных; владеет некоторыми способами словообразования.
  6. Грамматический строй: изменяет слова по формам, согласовывает их в предложении; использует в речи распространенные предложения; употребляет сложные предлоги.
  7. Звуковой анализ и синтез: знает о том, что речь представлена предложениями, предложения – словами, а слова – звуками; проводит звуковой анализ слова.
  8. Связная речь: ребенок способен самостоятельно дать описание предмета, игрушки, раскрыть содержание картинки; передать небольшой рассказ, поговорить о просмотренном фильме, придумать сказку; ребенок в состоянии передать содержание картинки, не видя ее, только по памяти. Он может не только рассказать о том, что изображено на картинке, но и придумать события, которые могли бы развиваться дальше.

Вы можете ознакомиться со всем перечнем услуг Центра семьи и детства «ИМКА»

Информация
Узнать дополнительную информацию вы можете по телефону 55-77-03
Наверх